«Молочное такси»

Спорт Категория: 

В телятнике СПК «Путь Ленина» Поспелихинского района работает настоящий электровоз. Он существенно меньше тех, что тянут составы по просторам страны, но у него есть свой вагон, в котором находится корм для животных, и движется он по настоящим рельсам.

Инициатива постройки электровоза принадлежит руководителю хозяйства Александру Михайленко. Инженер по образованию, Михайленко считает, что механизация технологического процесса облегчит труд рабочих и повысит качество производимой ими продукции. Главная продукция в хозяйстве – молоко. А качественное молоко можно получить только от здорового животного, уверен руководитель.

«Если ребенок родился в хорошем роддоме, то у него и болезней будет меньше. Так и теленок должен появиться на свет в хороших условиях, что является залогом будущего здоровья, – рассуждает Александр Михайленко. – Считаю, что у нас получился хороший телятник, который не стыдно показать другим руководителям хозяйств».

Помещение рассчитано на содержание 352 телят до пятимесячного возраста. Раньше с этим поголовьем с трудом справлялось семь человек, после внедрения системы механического кормления управляются всего трое.

«Чтобы зимой не выстудить помещение и самим телятницам не простудиться, бегая с тепла на улицу, корм подается через люки, сделанные в торцах фермы, – рассказывает главный зоо­техник СПК «Путь Ленина» Александр Павленко. – К первому окну подъезжаем на кормораздатчике «Делаваль» и шнеком выгружаем туда дробленую зерносмесь вместе с биологическими витаминными добавками (премиксами). Через другие люки подаем трактором сено или сенаж, а также солому на подстилку».

Навозоудаление организовано с другой стороны фермы стандартно – с помощью транспортеров. Получается, в телятнике нет ворот, в которые можно заезжать.

Заходим в телятник. Внутри тепло и сухо, хотя на улице трещит мороз. Вдоль фермы проложены рельсы, по которым движется электровоз собственной конструкции. На нем развозят грубые корма и молочную смесь. В общем-то, ничего в конструкции машины нет хитрого. Питается она от нескольких автомобильных аккумуляторов, которые периодически ставят на подзарядку.

Электровоз тянет за собой бак с молочной смесью. Бак приспособили от старого молочного холодильника «Делаваль». В него засыпают сухое молоко и воду, включают тэн, который греет воду в рубашке до того, как молочная смесь достигнет температуры 50 градусов. «Пока она из бака по трубам дойдет до поилки, остынет до нужной температуры, – объясняет Александр Павленко. – Дозатор предусматривает три положения: полтора, 2 и 3 литра. Это порции, которые выдаются теленку в зависимости от его возраста. А на загоне порядковый номер и табличка, где нанесены понятные цифры 5/3/3, это значит, что теленку пять месяцев, поить по 3 литра утром и вечером».

Каждая поилка рассчитана на восемь телят, которые благодаря специальному устройству подходят к корыту с молоком по очереди. И за несколько секунд занимают свои места. Таким образом, удается одновременно поить 16 телят. Потом «молочное такси» (так называют на ферме электровоз с прицепом) проезжает дальше и процедура повторяется. Три сотни голов удается обслужить за 40 минут, а то и быстрее.

Тут же в помещении стоят весы, чтобы определять привесы и исходя из их общего веса формировать телят в группы. С этой работой справляется один человек, открывая и закрывая дверки в перегородках.

В соседнем помещении – новорожденные телята. С ними ручного труда, конечно, больше. Каждый теленок находится в отдельной круглой клетке. По сути, это прочная загородка, сваренная из проволоки, но ее легко может поднять любая женщина. В нежном возрасте телята не должны контактировать друг с другом, а в загородке они чувствуют себя прекрасно: у каждого своя кормушка, автоматическая поилка, а под ногами толстый слой соломы, который защищает от холода. «Первые три дня мы поим их молозивом от матери, а потом переводим на молоко, – делится секретами главный зоотехник. – Через месяц телят переводят с цельного молока на восстановленное из сухого». Оно в несколько раз дешевле, чем от своих коров, которое СПК продает только высшим сортом по максимальным на рынке ценам.

Описанная выше технология ухода почти исключает падеж молодняка. Да и во взрослом стаде незапланированная смерть – чрезвычайное происшествие. «Раньше, когда родилки не было, падеж был в разы больше, – вспоминает Александр Павленко. – Теперь общий годовой падеж, включая КРС и лошадей, составляет в хозяйстве 2%. Это практически ничего».

Виктория ЛОНИНА (фото)

Источник: Алтайская правда

Вернуться в начало

Developed by AleksL. MIRSELA Finished at 22/02/2015